Мемуары Л.Я. Таненгольца

Увлечение живописью

Павел Алексеевич Власов - астраханский художник, основавший свою художественную студию, остался в истории города как создатель Астраханской картинной галереи, одной из основных достопримечательностей города. Он сам стал его достопримечательностью как учитель и воспитатель известных художников. Б.М. Кустодиев - классик живописи (тоже астраханец), чьё имя стоит в ряду - Репин, Суриков... , был его учеником. Между прочим долгое время, после того, как я оставил Астрахань, я был уверен, что Астраханская картинная галерея носит имя П.А. Власова; а когда узнал, что не "Власова", а "Кустодиева", то огорчился: ведь не Кустодиев же создал картинную галерею в Астрахани. Про себя подумал - так поступили , чтобы поднять рэйтинг галереи. И тут же родилась шутка: "А для поднятия рейтинга моей личности я могу, не греша против правды, сказать, что "Мы с Кустодиевым - оба учились у знаменитого Власова". Вот только итог разный: один стал великим художником, а другому осталось лишь право хвастать, что и он эту студию посещал, как ученик и сидел может быть на том же самом ученическом месте, которое до него занимал Кустодиев. Между прочим в тот год, в который я посещал судию Власова (1925-й) Кустодиев был ещё жив (его годы жизни - 1878-1927), но я тогда даже о его существовании не знал. Студия Власова помещалась в небольшом, двух этажном доме, где Власов жил. Это в самом конце Московской улицы, 

Скромного размера зал на втором этаже здания. У одной из стен - подиум (подмостки). Вокруг - амфитеатром места с пюпитрами для учеников. На подиуме - натурщик или натурщица (не обнажённые) разного возраста и одеяния. Мы рисовали. Власов ходил меж нами и поправлял, давал задания исполнить дома что-то маслом. Эти задания я исполнять не имел возможности, так как масляных красок не имел и не умел ими пользоваться. Но за работы карандашом, акварелью - похваливал.
Власов одновременно был учителем рисования в нашей школе и его можно лицезреть на групповой фотографии нашего класса по окончании семи лет обучения . Его сменила учительница рисования и черчения Нишмонина, Они иногда водили наш класс в Астраханскую картинную галерею - одну и лучших в Поволжье, гордость нашего города. Об одном из посещений не могу не рассказать. Учительница Нишмонина подвела нашу группу к картине "Сорренто" (кто написал - не помню) и задала вопрос: "Что в ней по вашему лучше всего удалось изобразить художнику?" Ответы были самые разнообразные "Вода", "Горы", "Растительность на склонах".... - "Нет, говорила она, нет, дети, нет, нет и нет и заключила -"Лучше всего художник изобразил в о з д у х". Мы все ахнули, почувствовав справедливость её слов. И в самом деле: соседние картины, трижды прекрасные, но всё в них на плоскости, всё на поверхности полотна. А тут - глубина пространства и даль, синеющая под толщей воздуха, а мы будто вдыхаем этот воздух через раскрытое окно-раму картины и любуемся восхитительной по красоте панорамой. На всю жизнь запомнил я этот эпизод: оказывается можно изображать воздух.
Но, кроме любования творениями великих, я всё же что-то от студии Власова получил: получил востребованность на различные художественные работы. О разрисовке гобеленов, о написании списка жильцов на надворных щитах, я уже рассказывал, А в школе я был бессменным оформителем стенных газет. И ещё, не могу умолчать, нарисовал декорацию к одной из сцен спектакля модной тогда пьесы-сказки "Синяя птица" Метерлинка - сцену свидания Тильтиля и Митиль с умершими дедушкой и бабушкой. Пьеса была поставлена в школе силами учеников, которые и костюмы сами шили и декорации готовили. Инициатором и руководителем этой постановки была опять же учительница рисования и черчения - Нишмонина. А ещё для души рисовал пароходы на Волге, и любил это занятие больше всего. Спасибо за это художнику Павлу Алексеевичу Власову Но вот художником не стал - ни хорошим, ни плохим, . И не только потому, что такой уж "бесталанный", но ещё и потому, что в моём распоряжении не было даже обыкновенных масленных красок с набором кистей, не говоря уж о холсте и подрамниках - только бумага, карандаши и акварельные краски. Да дома ни у кого и в мыслях не было о моей будущности в качестве художника. А то, что я люблю рисовать, так это просто так - детская забава.

© 2015